
В майские праздники дачники сходили на собрания своих садово-огородных товариществ и убедились, что там все по-прежнему. Проблем, которые можно решить только сообща — поле непаханое. Но главная проблема в том, что сообща в чертовом этом товариществе ничего не решается.
Спешим «обрадовать» дачников. Нынешние ваши проблемы – цветочки. Власти задумали навести в СНТ порядок. Так что ягодки — впереди.
Сегодня днем общественности собираются в очередной раз прорекламировать Хартию Дачника Подмосковья — о ней будет, в частности, рассказывать зампред Мособлдумы и глава Союза подмосковных дачников Никита Чаплин. Увы, если Хартия действительно превратится в закон, садовым и дачным товариществам настанет конец.
Дачников ждет разорение: СНТ заставят потратить сотни миллионов на благоустройство
фото: Геннадий Черкасов
СНТ сегодня
Садовое или дачное товарищество – это несколько сотен людей, которые волей случая оказались собственниками соседних участков земли. Они знать друг друга не знают и видятся главным образом на общих собраниях, которые обычно выливаются в гвалт, истерику и взаимные оскорбления.
Из-за гвалта, а также из-за собственного пофигизма на собрания ходят максимум четверть членов СНТ. Заставить остальных – невозможно, поскольку для этого не предусмотрено правовых инструментов. Нет рычагов.
Председатель и правление СНТ выбираются собранием на два года. Наиболее распространенные типы председателя:
— энергичная наглая дура. Постоянно визжит, обещает со всеми судиться и эффективно разваливает то, что еще как-то работало;
— отставной военный или бывший начальник. Давит авторитетом, много обещает и ничего не делает, потому что делать ничего не умеет;
— успешный по жизни, деловой человек. Идет в председатели, следуя принципу «если не можешь остановить безумие, надо его возглавить». Ему обычно удается что-то наладить в садовом товариществе, используя личные средства и связи.
Проблемы СНТ:
— электричество
— мусор
— дороги
Проблема с электричеством состоит из двух частей.
Первая часть: дачникам не хватает мощности. Чайник включишь – лампочки гаснут. Для ее решения надо менять старый трансформатор на новый и наводить порядок с сетями, столбами и проводами, то есть собирать со всех членов большие деньги, что крайне сложно, потому что для этого нет рычагов.
Вторая часть: неплательщики, повисшие на плечах тех, кто платит.
Засада здесь в том, что товарищество платит за электричество коллективно — по общему счетчику. Все члены сдают деньги бухгалтеру по своим индивидуальным счетчикам, они плюсуются, и по идее должна получиться та же сумма, что на общем счетчике. Но она никогда не получается. Потому что многие просто не платят за электричество. И нет рычагов, чтоб заставить их заплатить.
Гасить долги СНТ за электричество в итоге приходится из взносов, то есть из общих денег, которые собираются на вывоз мусора, уборку снега и оплату налога за земли общего пользования.
Проблема с мусором вытекает из проблемы с электричеством. Если взносы идут в уплату долгов за электричество, на вывоз мусора остается совсем мало. Поэтому вывоз заказывается только когда деваться уже некуда. Когда и контейнер завален мусором, и вокруг все завалено, а владельцы ближайших участков кричат на председателя: «Достала эта помойка! Переставляй немедленно! А то взносы не будем платить!»
Самая популярная угроза членов СНТ: не буду платить взносы, потому что правление ничего не делает.
Заставить платить взносы нельзя, нет рычагов.
Теоретически можно исключить такого товарища из СНТ и заключить с ним договор о пользовании общими дорогами, электросетями и пр.
Но согласовывать такой договор он может до посинения: вы считаете, я должен платить СНТ 5 тысяч рублей, а я считаю, тысячу.
Чтобы развязаться ним, СНТ подаст в суд и будет оплачивать судебные издержки. Но тяжба закончится ничем, когда издержки зашкалят за сотню тысяч и станет ясно, что конца и края им нет.
Проблема с дорогами. Дорога за три копейки не бывает. Чтоб сделать нормальную дорогу, нужно много денег. Собрать их так же трудно, как на новый трансформатор. Сдают меньше половины товарищей. Остальные говорят: чего так дорого? Заставить их невозможно, нет рычагов. В итоге сумма собирается недостаточная.
Дальше – как в анекдоте про публичный дом: что можно за такие деньги? Только козу.
Можно то есть где-то подсыпать старую грунтовку, где-то подравнять. Но дорогу, которая не провалиться первой же весной, за эту сумму не построишь.
Те, кто сдавал деньги, однако, ожидают большего. Они видят жалкие старания выровнять грунтовку и обвиняют председателя: разворовал наши деньги, больше не будем сдавать…